Запуск агрегатора — перспективное направление для бизнеса. Во многих нишах сейчас проще продвинуться и получить прибыль именно через такой ресурс, а не через коммерческий или информационный сайт. Например, наш туристический агрегатор уже через 2 года после запуска в высокий сезон приносил по 450 заявок в сутки на заграничные туры. Традиционные сайты турагентств дают намного более скромные результаты.
Мы с нуля разработали 12 успешных агрегаторов в разных нишах, и наш опыт показывает, что успех проекта в значительной мере определяется перспективной и конкурентоспособной идеей. Как же ее найти?
Что учесть при выборе идеи для агрегатора
Целесообразно рассматривать рынки объемом от 100 млн рублей в год по России при цели занять 10% этой емкости. Чтобы ее оценить, нужно изучить исследования экспертов, данные статистики, провести аналитику выручки конкурентов, которые уже работают на рынке.
У будущего агрегатора должны быть конкуренты. Если их нет, то вероятно, в нише нет денег, либо это инновация, и вам придется создавать рынок с нуля, что потребует больших расходов на маркетинг. Еще может быть, что стартапы были, но не выжили. В этом случае нужно узнать причины, лучше всего будет пообщаться с основателями.
Агрегаторы в основном живут на трафике с поисковых систем. Соответственно, по семантике вашего сайта должно быть достаточно поисковых запросов, чтобы было возможно монетизировать трафик. Норма достаточности для разных ниш варьируется и определяется конверсией и средним чеком с одного посетителя. Мы продвигали агрегаторы по посуточной сдаче квартир, стоматологии, покупке заграничных туров и другие. Клиенты с этих агрегаторов приносят разный доход, и у сайтов разный показатель конверсии. Например, в агрегаторе посуточных квартир мы довели конверсию до 42% с получением 800 звонков с сайта в день.
Важно, чтобы вам не нужно было с нуля собирать весь контент вручную. Мы не смогли запустить стоматологический агрегатор в Узбекистане, потому что в сети нет достаточного количества данных о стоматологиях, и нам бы пришлось физически обходить их, чтобы получить данные о клиниках, врачах, их услугах и расписании. Это нерационально, поэтому мы стали развивать портал в других странах. Лучший вариант — собирать данные с разных источников, которые будут дополнять друг друга. В случае клиник это сайты клиник, справочники, медицинские информационные системы клиник.
Есть ниши, где нет биржи лидов и партнерских программ, и продавать нужно вручную. Это трудоемкий и дорогой процесс.
Идеально, если можно автоматизировать монетизацию, чтобы сократить затраты на отдел продаж. Сделать это можно через реферальные системы, биржи лидов или личный кабинет агрегатора, где рекламодатели самостоятельно будут оплачивать услуги вашего сервиса.
Обязательно наличие собственных или внешних экспертов в выбранной нише. На первый взгляд, легко можно сделать, например, агрегатор онлайн-курсов, но простой список курсов не даст пользователю достаточно ценности. Необходимы дополнительные сервисы, например, тест по профориентации. Чтобы придумать новые “фишки” для сайта или даже подобрать актуальные фильтры для каждого направления курсов, жизненно необходима экспертиза. Ее можно наработать с помощью проведения CustDev с пользователями и клиентами.
Как находить незанятые ниши
Если вам кажется, что все перспективные ниши уже плотно заняты, обратите внимание на следующие источники для поиска идей:
- Новости. События на уровне страны и мира влияют на многие рынки и отрасли. Например, из-за пандемии и СВО значительно сократился выездной туризм, а это значит, что скорее всего вырастет внутренний, и можно сделать агрегатор по одному из его направлений. Следите за новостной повесткой, читайте экспертов, анализируйте, что может изменить существующий расклад на рынке и как это использовать.
- Тренды в других странах. Часто проекты, популярные за рубежом, приходят и на российский рынок. Отслеживайте новые и активно развивающиеся сервисы на иностранных рынках.
- Российские порталы о новых технологиях, инновациях, IT. Это такие проекты как vc.ru, habr.com и другие. Читайте статьи, чтобы лучше понимать новые тенденции, которые вы сможете вовремя подхватить и стать лидером в этой нише.
- Глубокая аналитика. Известно, что Майкл Бьюрри посредством расчетов спрогнозировал кризис 2008 года за несколько лет до его начала. Аналогичная аналитика в других областях может показать вам будущие изменения на рынках.
Все гипотезы о перспективных направлениях для агрегатора необходимо тестировать. Один из бюджетных вариантов — создать MVP (минимальную жизнеспособную версию продукта) на конструкторе сайтов, определить для него показатели, которые покажут перспективы будущего портала, и запустить платный трафик. После чего нужно проанализировать конверсию, поведенческие показатели и сравнить их с запланированными. Возможно, вы поймете, что гипотеза требует коррекции, или убедитесь, что пора переходить к полноценной реализации вашей идеи.
Как реализовать проект
После того, как идея найдена, ее необходимо воплотить в жизнь. Для новых ниш и легких проектов можно запустить проект самостоятельно или с помощью фрилансеров. Однако для большинства агрегаторов этого не достаточно. Чтобы он успешно работал, получал трафик и клиентов, а информация поддерживалась в актуальном состоянии, необходима работа целой команды. Обычно в нее входят проект-менеджеры и менеджеры продаж, разработчики и верстальщики, дизайнеры и тестировщики, SEO-оптимизаторы и копирайтеры, контент-менеджеры и маркетологи, эксперты и другие специалисты. Чтобы определить сложность будущего проекта необходим тщательный анализ конкурентов, так как для успеха вам необходимо не только достигнуть их уровня, но и превзойти. Более подробно о запуске новых проектов можно прочитать здесь.